О СОБЫТИЯХ В КАТАЛОНИИ

Коммунистическая партия Испании (марксистско–ленинская)

Правительство Рахоя более чем выполнило свои угрозы, приведя в движение всю свою репрессивную машину, как только Женералитет Каталонии официально призвал к референдуму, назначенному на 1-е октября. Как заявлено, не было ни формальной приостановки каталонской автономии, ни военного вмешательства, предусмотренного монархической конституцией. Но нет сомнения, что правительство исказило в свою пользу то, что Народная Партия(НП) понимает под “законностью”, де-факто вводя чрезвычайное положение и отменяя права, официально признанные на бумаге: это – франкистская “сила власти закона”, к которой часто обращаются, когда возникает политический конфликт.

Чиновники, которым угрожают, закрытые веб-сайты, изъятые публикации, нападения, акции и митинги, отменённые полицией, конфискованные политические материалы, преследование более чем семисот мэров, сотни полицейских, посланных в Каталонию, чтобы искать «свидетельства» и подавлять граждан, Конституционный Суд, действующий как простая рука исполнительной власти, прокуратура, угрожающая задержанием, что не входит в её юрисдикцию.

Это - панорама, которая охватывает сегодня Каталонию и всю Испанию: угроза возрождения фашизма (которая в действительности никогда не исчезала), которая состоит в де-факто восстановлении признания преступлением “незаконной пропаганды”, признания, имеющего своего самого яркого защитника в лице ликующей каталонский НП, которая танцует и свист в экстазе от объявления о конфискации ста тысяч политических плакатов. Наши товарищи, те, кто перенес тюрьму и пытки из-за того, что тоже признавалось преступлениями при фашистской “законности”, очень хорошо знают, что это означает.

Это не мешает правительству, совсем наоборот, оно цинично цепляется за защиту его “законности”: той самой “законности”, которую Народная Партия безнаказанно нарушает или многократно интерпретирует по своей прихоти по мере необходимости. Это демонстрировалось в более чем 1300 его проектах; но, прежде всего спешной реформой статьи 135 конституции, принудительным проведением в жизнь погашения государственного долга; вступлением Испании в военную структуру НАТО (вопреки результатам референдума 1986 года), секретными соглашениями с США и теперь с Саудовской Аравией. Не говоря уже о социальных правах, включенных в монархическую конституцию с целью провести её как демократичную, которые систематически игнорируются.

С другой стороны, каталонская националистическая буржуазия обращается к солидарности народов Испании, но знает, что без радикального изменения, без разрыва с режимом ‘78, которому она помогала устраиваться, невозможно реализовать право на самоопределение. Однако в течение тех лет (в последний раз в 2012, когда депутаты CIU поддержали жестокие реформы Рахоя, включая трудовую реформу) она оказывала поддержку режиму, который во времена кризиса всегда показывал своё истинное реакционное лицо. Не удивительно, что большинство рабочих считают, что этот политический спор между двумя буржуазными группами происходит вне интересов и наиболее глубоких потребностей народа.

Нет пути назад: после законов, заставляющих молчать, сторонники Рахоя нашли в Каталонии предлог для другого поворота к процессу деградации демократических прав и фашизации государства. Если правительство неспособно найти политическое решение, это потому, что оно этого не хочет – в целях ещё большего угнетения народных классов, поскольку оно является исполнительной ветвью интересов олигархии — и ему это не позволяет структура ‘78. 1-е октября раскроет истинный характер буржуазного государства, которое в ситуациях глубокого кризиса избавляется от своих демократических одежд, чтобы явиться как голый инструмент доминирования одного класса над остальными. Это также демонстрирует то, о чём мы, коммунисты, неоднократно говорили: монархистский режим ‘78 является не реформируемым препятствием для демократических и социальных прав и тюрьмой для народа.

Поэтому референдум по самоопределению в Каталонии (больше, чем возможная независимость) может стать точкой перелома, который ставит под контроль монархическое государство. Это может быть так, несмотря на то, что приток некоторых ведущих сепаратистов, которые считали себя “отделившимися” от Испании даже ещё перед референдумом, придаёт всему процессу определенный комический оперный тон, независимо от исхода голосования, есть ли положительный результат. И это может быть так, потому что референдум смог оживить широкое и динамическое народное движение, которое в первую очередь и стало его двигателем.

Исходя из этой основы, нужно подчеркнуть прискорбные действия испанских «левых», всегда играющих роль лояльной оппозиции Его Величества. То, что в таком принципиальном вопросе, как право самоопределения народов, лидеры главного движения «левых» предпочли отступить, оградившись формальностями, уже серьезная проблема. Но то, что они требуют “условного референдума” при монархическом режиме, недостойно и оскорбительно. Проблема не техническая, но идеологическая и политическая: у них просто нет альтернативной программы по отношению к режиму ‘78. Это было продемонстрировано в 2014, во время народной борьбы, когда они явно уклонились от выступления в защиту республики в разгар объявленного отречения короля Бурбонов. И сейчас снова очевидно то же самое отсутствие отклика, когда государство цепляется за закон, являющийся мёртвой буквой, чтобы оправдать свою эскалацию репрессий.

То, что огромное большинство каталонцев хочет реализовать своё легитимное право на самоопределение, “по закону” или нет, бесспорно, как и то, что они, по крайней мере, попытаются провести его в практику 1 октября. Это, конечно, не задача революционеров - исследовать технические аспекты вопроса, так же, как борьба за демократические права и против фашизма не является исключительно работой каталонцев.

Следовательно, то, что мы теперь должны сделать, это - применить всю нашу энергию с целью дальнейшего политического ослабления монархического государства, продвинуть разрыв с гнилью, унаследованной от режима Франко. Это - задача, которая затрагивает всю Испанию, и она конкретизируется, без различия, в поддержке права каталонцев решить их будущее; борьбе с принуждением и нарушением прав; осуждении явной неспособности государства встать перед решающими проблемами наших народов и нашего класса; в продвижении широкого антифашистского и республиканского фронта, который углубит разрыв с режимом на основе общего ответа на репрессивную волну НП, независимо от результата референдума.

Мы обращаемся ко всем людям и организациям, относящим себя к левому крылу, с призывом совместно решать эти задачи.

Коммунистическая партия Испании (марксистско-ленинская),
Исполком. Мадрид, 19 сентября 2017.
Перевод с испанского языка осуществлён Штабом Красный Феникс (Red Phoenix Staff)
Перевод с английского языка выполнил Владимир Чеченцев
Источник: “Revolutionary Democracy”. Vol.23, #1, October 2017, p.60-62.

http://www.revolutionarydemocracy.org

Вернуться к оглавлению