ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЫ
В КОЛУМБИИ
Автор: Оливер Додд,
опубликовано в на сайте Marxism-Leninism Today,
16 апреля 2021 г.
16 марта 2021 г. на базе в горах Кататумбо Оливер Додд беседовал с команданте Вилла Васкес, проводя первое личное интервью с высокопоставленным лицом в недавно восстановленной партизанской армии. Хотя в настоящее время эта армия составляет лишь небольшую часть от первоначальной FARC, неспособность правительства Колумбии провести структурные реформы и следовать мирному соглашению 2016 года вынудила бывших комбатантов (бойцов) взяться за оружие.
Несмотря на подписание мирного соглашения 2016 года, положившего конец более чем 50-летней войне с Революционными вооруженными силами Колумбии (FARC), национальный истеблишмент (включая правое правительство) отказался выполнять условия соглашения. Вместо этого государство и бизнес-сообщество рассматривали установившийся мир как экономическую возможность: территории, ранее контролируемые FARC, с устранением самой большой угрозы капиталистическому накоплению превратились в жилы, через которые транснациональные корпорации стремились расшириться за счет отраслей, оказывающих серьезное влияние на ставшими беззащитными земли и на тех, кто на них живет. Горнодобывающая промышленность, лесозаготовки, бурение для добычи нефти, добыча пальмового масла, приватизация источников пресной воды, браконьеры и наркоторговцы опустошали территории бывших опорных пунктов FARC, вынуждая миллионы крестьян покинуть свои дома и переселиться в трущобы Колумбии, где мало рабочих мест и где практически их не ждало никакое социальное обеспечение.
В то же время более 1200 лидеров общественных движений, особенно профсоюзных активистов и бывших комбатантов FARC, были убиты военизированными формированиями с 2016 года. Колумбийские суды продолжили практику военного времени, преследуя левых повстанцев, но не государственных деятелей. Большие надежды на FARC, который объявил о своем преобразовании в легальную политическую партию под той же аббревиатурой – Common Alternative Revolutionary Force, прежде чем переименоваться в Comunes, – пока что не оправдались, поскольку они не смогли обеспечить никаких серьезных земельных или политических реформ, как это было согласовано, и теперь безоружные стали сталкиваться с существовавшим ранее уровнем государственного насилия. Поэтому не стоит удивляться, что 29 августа 2019 года большое число исторически важных лидеров FARC, некоторые из которых внезапно исчезли из общественной жизни, отделились от легальной политической партии, перегруппировались в военном отношении и объявили о воссоздании партии, которая объединяет легальную политическую борьбу в общественных движениях и профсоюзах с вооруженной борьбой в сельских и городских районах.
В своем Политическом манифесте эта фракция, более известная как FARC (Segunda Marquetalia), чтобы отличаться от своей предшественницы и других бывших комбатантов FARC, которые решили продолжить борьбу за мирное выполнение соглашения в рамках Comunes, заявила, что было стратегической ошибкой отказаться от своего оружия до выполнения мирного соглашения, и сделала вывод, что это был единственный способ, которым соглашение могло быть гарантировано в стране, которая долгое время была самой репрессивной в Латинской Америке.
Comunes, которую возглавил Родриго Лондоно, высший командующий FARC на момент подписания мирного соглашения 2016 года, утверждает, что крайне важно, чтобы бывшие комбатанты FARC продолжали защищать мирное соглашение в рамках процесса установления национального примирения и политической легитимности левых. Но хотя явное большинство бывших комбатантов FARC остаются сторонниками легальной деятельности, как Comunes, образование Segunda Marquetalia представляет собой значительный раскол. Чтобы понять политическую ситуацию и перспективы сил Segunda Marquetalia, я отправился в сельский регион Кататумбо Колумбии, чтобы понаблюдать за вновь созданной группой, возрождающей свою военно-политическую борьбу, и взять интервью у команданте Вилья Васкес, одного из ведущих фигур, ответственного за команду Данило Гарсиа, члена эквивалента центрального комитета Segunda Marquetalia, известного как Национальное управление.
Васкес ещё подростком присоединился к Коммунистической лиге молодежи – группе, тесно связанной с легальной Коммунистической партией. Когда более 5000 невооруженных левых активистов, в основном из партии Патриотический союз, возникшей в результате мирных переговоров в Ла-Урибе, были убиты эскадронами смерти в середине-конце 1980-х годов, он взял в руки оружие и с тех пор стал членом FARC. Многие из убитых были зарезаны с использованием самых ужасных методов, которые только можно вообразить, часто работая с военными. Излюбленная военизированная тактика – отрезать конечности социалистам с помощью бензопил и мачете, прежде чем бросить трупы в реку или оставить их гнить в деревнях и городах в качестве предупреждения. Резня продолжается: в декабре 2020 года Роза Мендоса, бывший боец FARC, была убита вместе с пятью членами ее семьи, в том числе дочерью, которой было всего несколько месяцев. 13 февраля 23-летний Леонель Рестрепо стал 258-м бывшим комбатантом FARC, убитым в «мирном» процессе. С тех пор это число выросло до 259 после убийства 19 февраля Хосе Пайвы Виргеса.
Васкес настаивает, что несмотря на то , что подписанты FARC старательно выполняли мирное соглашение, Колумбийское правительство не выполнило соглашение и продолжало убийства бойцов FARC и других активистов и, следовательно, предало Колумбий народ, международное сообщество и бывших бойцов FARC.
Команданте утверждал, что FARC и колумбийский народ имеет право восстать и возобновить вооружённую борьбу, так что Segunda Marquetalia является результатом нарушения мирного соглашения Колумбийским правительством и олигархией. Васкес заключил, что это не FARC возвращается к оружию – это сам народ. Сегодня мы можем сказать, что 60% бойцов Segunda Marquetalia – это новые, а не бывшие члены FARC.
В ответ на утверждение, что Segunda Marquetalia является аполитичной преступной организацией, Васкес раскрыл их стратегию в деталях, нарисовав диаграммы в моей записной книжке.
Сегунда Маркеталия соединяет 3 организационные структуры как часть её общей стратегии: вооружённые партизанские силы (герилья), вооружённые и невооружённые милицейские единицы и исключительно невооружённое подполье партии коммунистов. Партизанские силы в первую очередь, но не исключительно, ответственны за наступательные вооружённые операции против власти и правящего класса; милиция имеет основную задачу содействовать целям групп внутри специфической территории, такой, как город или деревня, особенно в тех зонах, которые были заняты партизанами. Нелегальная коммунистическая партия, невооружена, подобно обычной коммунистической партии, члены её работают внутри профсоюзов, общественных движений, университетов и местных коммун, но должны оставаться скрытыми, что следует из их принадлежности к Segunda Marquetalia.
Настаивая, что Segunda Marquetalia есть принципиально политическая партия в противоположность вооружённой группе, Васкес утверждал, что «оружие есть один из совокупных способов борьбы и является охраной идей» и «это не то, что мы собираемся прийти к власти с помощью вооружённого движения. Вооружённая борьба происходит из-за того, что нет гарантий для выражения идей».
Васкес не согласился с тем, что их движение можно характеризовать как крестьянское восстание. По его словам, три организационных компонента – партизанская война, ополчение и коммунистическая партия – отражают особые исторические условия классовой борьбы в Колумбии. «Где развивается революционная борьба?» – спросил он меня. «Она развивается там, где люди – не в изоляции джунглей, а там, где находятся массы людей – а большинство людей сегодня живут в городах, и именно там революционная и партизанская борьба будет развиваться».
Выполняя ключевые функции государства в его базовых областях и опорных пунктах – налогообложение, безопасность и обслуживание инфраструктуры – руководство провозглашает свою организацию законной формой правления, поддерживаемой всеобъемлющей политической программой и общественным договором. Хотя группа была воссоздана только 29 августа 2019 года, Segunda Marquetalia уже имеет значительную гражданскую поддержку в сообществах, которые я посетил. Я наблюдал, как их войска беспрепятственно проходят через деревни, и видел, как их члены работают открыто, взаимодействуя с мирными жителями на улицах, даже проводя публичные собрания, по-видимому, не боясь, что об их присутствии могут сообщить колумбийским военным. Местная женщина, живущая на ферме в оплоте FARC, которая не считала себя социалистом или политическим активистом, сказала мне: «Здесь сообщество предпочитает FARC [Segunda Marquetalia] полиции и вооруженным силам. Они всегда готовы помочь, если их попросят. Они являются частью нас и поддерживают нас с основными потребностями в трудной ситуации. Они также помогают нам организовать здесь сообщество».
Однако недавние заявления крупнейшего колумбийского журнала Semana о том, что у них 5 000 комбатантов и что они поддерживаются Каракасом, что позволяет им систематически использовать территорию Венесуэлы, явно неверны. Хотя прогосударственным СМИ может показаться контрпродуктивным преувеличивать успехи своих врагов, это служит оправданием увеличения и без того обширной военной помощи, которую получает Колумбия, а также даёт Соединенным Штатам предлог для действий против Венесуэлы. По правде говоря, Segunda Marquetalia – это недавно сформированная группа, и, несмотря на то, что она может рассчитывать на поддержку гражданского населения в некоторых общинах как недавняя отколовшаяся фракция, количество её комбатантов значительно меньше, чем у ФАРК, подписавших мирное соглашение. Тем не менее, новые боевики вступают в ряды организации на всю жизнь, работая под руководством очень опытных политических командиров, за каждым из которых стоят десятилетия борьбы.
Для правительства это – созданная им самим ситуация. Не имея возможности или не желая гарантировать безопасность ни демобилизованных боевиков, ни деятелей общественного движения, которые не играли никакой роли в гражданской войне, она спровоцировала именно такую реакцию. Переговорщики не решатся доверять представителям колумбийского государства в будущих мирных переговорах – а у Segunda Marquetalia есть, с чем торговаться. Налогообложение транснациональных корпораций и добывающих отраслей, эксплуатирующих природные ресурсы, а также черный рынок позволяют им кормить комбатантов трехразовым питанием, одевать и вооружать их современным оружием и транспортом. У них есть деньги и ресурсы, чтобы позволить всем своим членам посвящать своему делу 24 часа в сутки, 365 дней в году. И вот куда уходят деньги; жизнь члена FARC любого ранга всегда была простой – это верно для всех левых колумбийских партизанских движений, которые я изучал за последние 10 лет, проведённых мной в полевых условиях.
Я шел с Васкесом через небольшую ферму, где партизаны выращивали себе еду и разводили скот; каждый день они по очереди управляют посевами и кормят животных – метод самообеспечения, которым гордился Васкес. Хотя, по его словам, «расходы значительны для такой организации, как наша, но как революционеры, которых мы воспитываем, мы изобретаем такие дела, как создание сельскохозяйственных коллективов с населением, мы развиваем экономическую деятельность, в том числе производим собственные продукты питания».
К тому времени, когда я закончил интервью с Васкесом и в течение недели наблюдал за Segunda Marquetalia на их родной территории, мне стало ясно, что возрожденное движение уже пустило глубокие корни. Неспособность провести структурные реформы, направленные на получение сверхприбылей добывающих секторов, крупных землевладельцев и других капиталистов, при отказе остановить насильственное перемещение крестьян, главное требование соглашения 2016 года, почти гарантирует постепенное расширение организации. Вероломный подход колумбийского государства к мирному процессу как способу разоружения и демобилизации самой серьезной угрозы капитализму был просто войной другими средствами – и теперь Segunda Marquetalia отвечает тем же. Призрак снова преследует Колумбию: это призрак FARC.
Оливер Додд – аспирант, работающий по теме гражданской войны в Колумбии. За Оливером можно следить в Twitter@olivercdodd. Эта статья опубликована впервые. Marxism-Leninism Today, Website Updated 16.04.2021.
Перевёл с англ. Владимир Чеченцев
Щёлкните здесь, чтобы вернуться к оглавлению.